Информатика в начальной школе

 

Паланова Светлана Алфеевна – заместитель директора по УВР

Хабина Елена Николаевна – учитель начальных классов

Македонова Елена Николаевна – учитель начальных классов

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопрос изучения информатики и информационно-комуникационных технологий учащимися начальных классов на современном этапе развития образования является достаточно актуальным. На протяжении нескольких лет идет активный поиск ответов на вопросы: нужна ли информатика в начальной школе, чему учить на уроках информатики, кому преподавать данный предмет, какие учебные программы выбрать, как организовать учебную деятельность детей?

Освоение и внедрение в учебный процесс нашей школы современных информационных технологий началось в 2002 году. В учебном плане начальной школы, начиная со второго класса, был выделен один час в неделю на изучение информатики. В своей работе мы руководствовались следующими нормативными документами Министерства Образования РФ: «Методические письма МОРФ по вопросам обучения информатике в начальной школе» (17.12.2001, 13.05.2003, 26.04.2004); «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»; СанПиНы 2.4.2.1178-02. Как известно, в 2004 году вышли новые  документы, которые изменили подходы к изучению информатики в начальной школе. Это Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Федеральный базисный учебный план, в которых отмечено, что «информатика и информационно-коммуникационные технологии, направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, вводятся в 3 – 4 классе как учебный модуль предмета «Технология». Но, хотя новый государственный стандарт и новый базисный учебный план определяют место информатики в рамках предмета «Технология», всё-таки информатика и ИКТ в начальной школе может быть двухкомпонентным предметом: теоретическая составляющая предмета может изучаться за счёт компонента образовательного учреждения, а освоение компьютера должно быть встроено модулем в предмет «Технология».

В 2002 году мы остановили свой выбор на программе «Информатика» авт. А.Л.Семенова. Данный курс направлен на решение следующих задач: освоение учащимися математических основ информатики, развитие мыслительно-коммуникативных способностей ребенка, получение детьми информационно-технологических умений при работе с компьютером,  формирование у учащихся общеучебных навыков.

Данный курс рассчитан на три года  в объеме 34 часов в год и предполагает возможность изучения информатики даже при полном отсутствии компьютеров. Однако, если оснащенность школы позволяет, можно сочетать изучение математической информатики в рамках этого курса с занятиями по информационным технологиям. Нами были использованы различные варианты организации учебной деятельности детей: изучение теоретических вопросов всем классом, деление на подгруппы для обеспечения компьютерной поддержки и формирования практических умений, привлечение внеурочных форм деятельности, использование интеграции с другими предметными областями.

Преобладающий вид деятельности на уроках теоретической информатики по данной программе – это самостоятельная работа учащихся с учебником – тетрадью, самостоятельное изучение ими листов определений и дальнейшее решение задач. Учителю отводится роль консультанта в сложных ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника-тетради, которая содержит полную информацию, необходимую для решения любой задачи.

За годы работы по программе были сделаны следующие выводы: содержание курса вызывает большой интерес у детей; развивает логическое и алгоритмическое мышление, но уровень сложности программы 4 класса очень высокий и непосредственно понятий информатики  в данном  курсе раскрывается недостаточно.

Начиная с 2007 года в школе был осуществлён переход на программу «Информатика» автора Е.П.Бененсон. Данная программа направлена на решение следующих задач: научить младших школьников навыкам работы с информацией, формировать первоначальные навыки планирования учебной деятельности, дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях, сформировать первичные навыки работы на компьютере и т.д.

Весь материал курса сгруппирован в 5 разделов: информационная карта мира, компьютер – универсальная машина по обработке информации, алгоритмы и исполнители, объекты и их свойства, этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Данный курс предусматривает два варианта преподавания информатики: без компьютерной поддержки (все задания выполняются в учебнике-тетради) и с компьютерной поддержкой на основе специально разработанного программного комплекса, интегрированного с учебником-тетрадью. Урок информатики организован так, что учащиеся работают за компьютером на каждом уроке по 15 минут. Каждая программа имеет дидактическое содержание, связанное с темой урока и заданиями, выполняемыми в учебнике-тетради. Использование предлагаемых программ, с одной стороны, помогает детям глубже понять материал урока, с другой стороны, вырабатывает практические навыки работы за компьютером.

В настоящее время теоретический курс информатики изучается в школе как факультатив  со 2 по 4 класс по программе  Бененсон Е.П., которая позволяет детям усваивать теоретический материал, закреплять его в процессе  практической работы  за компьютером.

Информационные технологии применяются учителями  школы и во внеурочной деятельности. В течение многих лет в начальной школе ведется кружок по программе А.Л.Семенова «Информационные технологии». В основу проведения внеклассных занятий положена  технология проектной деятельности. Максимально используется связь между различными школьными дисциплинами с целью интеграции предметных областей. Учащиеся приобретают навыки использования компьютера, которые применяются ими при изучении различных предметов и, наоборот, результаты работы по другим предметам воплощаются в жизнь при помощи компьютера. Компьютер и другие технические средства являются инструментами в процессе создания и редактирования текстов, иллюстрирования сочинений, оформления творческих исследовательских работ и создания собственных мультфильмов и т.д.

Формирование практических навыков на занятиях идёт через увлекательную и интересную деятельность детей по созданию различных проектов: «Мое имя», «Моя семья», «Фамильное дерево», «Моя сказка», «Наш город», «Наше сочинение», «Мой маленький, маленький мультфильм», «Поздравительная открытка», «Реклама класса (школы)», «Компьютерный мир рисунков», «Сборники увлекательных задач» и т.д. Результатом выполнения каждого проекта является повышение компетентности учащегося, приобретение им практических и теоретических знаний и умений; гипермедиа-произведения, печатные произведения; выступления учащихся по защите своего проекта.

Для выполнения проектов используется универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого, которая сочетает в себе богатые возможности для решения интересных детям задач, моделирующих самые разные объекты и процессы окружающего мира, и дает возможность развития алгоритмического мышления при работе с наглядными графическими объектами и операциями. Навыки, приобретаемые детьми при работе в ПервоЛого, легко ими используются при работе с другими программными средствами.

В 2009 году учащиеся начальных классов впервые приняли участие в городском конкурсе «Детский компьютерный проект – 2009» и добились высоких результатов. В номинации «Компьютерная графика» заняли 1 и 2 места, в номинации «Презентационные материалы на свободную тему» - 2 место с проектом «Мой любимый класс». С этой же работой ребята приняли участие в региональном конкурсе компьютерных презентаций «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» и получили диплом лауреата.

Обучение информатике в начальной школе готовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, формирует элементарные умения работы на компьютере, готовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширяет круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые выполняют учащиеся  по курсу информатики, позволяют им  получить опыт учебной деятельности с использованием средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.